История города Кызыла

От Белоцарска до Кызыла

Белоцарском наш город был при российском императоре Николае II, Красным при большевиках, а Кызылом стал после образования Тувинской Народной Республики (ТНР). Были и другие имена – к примеру, Урянхайск, но именно эти три имени нашей столицы наиболее известны и отражают важнейшие исторические события Тувы ХХ века, связанные со становлением тувинской государственности, вхождением ТНР в состав Советского Союза, развитием республики в постсоветский период.

В начале ХХ века, после освобождения Тувы от колониального господства Китая, группа влиятельных тувинских нойонов обратилась к российскому императору Николаю II с просьбой о покровительстве. В апреле 1914 года царское правительство объявило протекторат России над Тувой, и она под наименованием Урянхайский край вошла в состав Енисейской губернии Иркутского Генерал-губернаторства.

Для усиления на новой территории влияния царской России, а также развития торговли и создания переселенческой базы, заведующему устройством русского населения в Туве Владимиру Габаеву было поручено выбрать место и приступить к строительству переселенческого пункта, который, по замыслу царских властей, со временем должен был стать административным, промышленным и торговым центром Урянхайского края.

В Государственном архиве Тувы сохранилось письмо Габаева нойону Даа хошуна Монгушу Буяну-Бадыргы о планах «создать в местности Виланах при слиянии двух притоков Енисея административный центр, при котором открыть русско-урянхайскую школу, больницу, ветеринарный пункт и сельскохозяйственный склад, в складе продавать по удешевленным ценам урянхайскому населению все необходимые предметы».

Так был основан Белоцарск. Название, как узнаем из письма Габаева начальнику переселенческого управления Григорию Глинке, «дано в честь Державного Вождя русского народа, известного урянхам под именем «Цаган-Хан», что означает в переводе Белый Царь». У истоков его основания стояли Владимир Габаев и топограф Максим Крючков, который разработал генеральный план нового города. Будущую столицу Тувы строили рабочие и крестьяне из Томска, Красноярска, Минусинска, Иркутска и других городов и сел Сибири. В 1915 году в Белоцарске было 18 казенных и 54 частных строения, открыты школа, больница, почта, метеостанция, появились небольшие промышленные мастерские. С 1 августа 1916 года в городе начала работать лесопилка, а с 1 декабря того же года – кожевенный завод.

Отстаивая выбор места для основания будущего города, чиновник особых поручений при министерстве земледелия Сергей Минцлов, командированный для обследования Урянхайского края, писал в своем докладе: «нынешний Белоцарск предназначен обслуживать значительное уже русское население Малого Енисея, весь Большой Енисей, и, кроме того, он лежит на пути из Усинского округа в середину Монголии, и, несомненно, явится не только административным, но и крупным торговым центром в весьма недалеком будущем».

Интересно читать о том, как застраивался будущий Кызыл. Согласно Правилам об отводе участков в собственность в Белоцарске, «каждый получивший участок и внесший за него соответствующую расценке сумму, обязуется огородить свой участок в течение года, устроить по улице тротуар и посадить деревья».

События 1917 года в России отразились и на жизни Урянхайского края. В 1918 году в Белоцарске большевиками был создан Урянхайский краевой Совет, созывались съезды представителей русского и тувинского населения края. 11 марта 1918 года Урянхайским краевым съездом было издано постановление о переименовании Белоцарска в Урянхайск. Однако, поскольку уже летом 1918 года город был занят отрядами армии Колчака, это название не закрепилось.

История Кызыла могла закончиться в 1919 году, когда город сильно пострадал во время боевых действий. Это было самое крупное сражение в Туве – Белоцарский бой между красными партизанами отряда Петра Щетинкина и Александра Кравченко и колчаковцами. Белоцарск практически был уничтожен пожаром, а жители его переселились в другие места.

X съезд представителей русского населения Тувы в сентябре 1920 года собрался в Туране. В одной из его резолюций говорилось: «Краевой съезд находит необходимым в самом срочном порядке принять меры к восстановлению города Белоцарска». Белоцарск «постановлено переменить, назвав Красным». Название это было предложено Иннокентием Сафьяновым – «в память бойцов, погибших за власть Советов».

В 1923 году, как ясно из протокола заседания ЦК Танну-Тувинской Народной партии, в восстановленный город из Турана переместилось Правительство ТНР. 25 июля 1923 года Красный был объявлен столицей Тувы. 24 декабря 1925 года ЦК Тувинской народно-революционной партии постановил назвать столицу ТНР городом Кызылом.

Столичный статус способствовал быстрому развитию города. В 1920-е годы появились первые каменные здания, предприятия промышленности, транспорта, учреждения образования и культуры. В начале 1930-х годов в городе было четыре улицы: Ленина, Красных партизан, Щетинкина и Кравченко, Кочетова, насчитывалось свыше тысячи различных построек. Были созданы Тувинский центральный кооператив (Тувинценкооп), Тувинский национальный банк. Тувинценкооп организовал в Кызыле предприятия по переработке сельхозсырья, колбасный цех, сапожную, пимокатную и портняжные мастерские. В начале 1940-х годов в Кызыле уже были мельница, лесозавод, электростанция и кирпичный завод, овчинно-шубное производство. В 1925 году открылась Кызылская типография, оборудование для которой предоставил Советский Союз. В 1931 году в Кызыле работала телефонная станция на 30 абонентов.

Первые культурно-просветительские учреждения в ТНР также возникли в Кызыле – библиотека, дом культуры, кинотеатр, республиканский музей, национальный театр-студия. В 1933 году был набран первый курс Кызылского педагогического техникума с количеством учащихся 20 человек.

В дни Великой Отечественной войны Тувинская Народная Республика выступила на стороне СССР и объявила войну фашистской Германии. Кызыл был центром мобилизации сил по оказанию материальной помощи СССР и Советской Армии. Кызылчане инициировали создание фонда обороны СССР, сбор теплых вещей, шефство над госпиталями, домами детей-сирот. В декабре 1942 года жители Кызыла начали сбор средств на строительство авиаэскадрильи «Тувинский народ – фронту». Только за месяц было собрано свыше 200 тыс рублей.

За 1941-1943 годы рабочие Кызыла изготовили более 70 тыс пар лыж, 20 тыс пар валенок, около 15 тыс полушубков, заготовили 130 тыс тонн сухарей для нужд фронта. Проживавшие в Туве граждане СССР призывались в армию. Также непосредственное участие в боях добровольно принимали граждане ТНР – кавалеристы, танкисты и летчики.

17 августа 1944 года в Кызыле состоялась Чрезвычайная сессия Малого Хурала трудящихся ТНР, принявшая декларацию о вхождении Тувинской Народной Республики в состав СССР. 13 октября 1944 года ТНР была принята в состав СССР на правах автономной области РСФСР. В 1961 году автономная область была преобразована в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. С 1991 года Кызыл – столица Республики Тыва.

В 1915 году в Белоцарске насчитывалось всего 468 жителей. После гражданской войны и пожара население в 1921 году составляло не более 200 человек. После объявления Кызыла столицей Тувы и переезда сюда Правительства ТНР население стало быстро увеличиваться. К 1930 году численность кызылчан достигла трех тысяч жителей, к концу 1944 года удвоилась и составила 6,5 тысяч человек.

На начало 2014 года, по данным Тывастата, численность населения Кызыла составляла более 113 тысяч человек. Это больше трети всего населения Тувы и больше 70 процентов горожан республики. В городе проживают представители более 70 национальностей – тувинцы, русские, хакасы, буряты, татары, украинцы и другие. Конфессиональный состав – буддисты, православные, а также представители иных религий.

Современный Кызыл – это административный центр Республики Тыва. Это промышленный, транспортный, научный, деловой и культурный центр, входящий в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов. Здесь расположены правительство республики, Верховный Хурал (парламент), крупнейшие в Туве культурно-просветительские, спортивные учреждения, музеи и библиотеки, книгоиздательство, редакции газет, теле и радиокомпании.

Из столичного аэропорта «Кызыл» выполняются рейсы в Москву, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и в труднодоступные населенные пункты Тывы. Автотрасса А-162 связывает Кызыл с Ак-Довураком; федеральная автотрасса М54 «Енисей» обеспечивает сообщение с Абаканом и Монголией. Существует регулярное автобусное сообщение с Красноярском, Новосибирском, Иркутском и Томском.

Широко известен Кызыл как центр Азиатского материка. Обелиск «Центр Азии» и скульптурная композиция «Царская охота» на набережной Енисея главные достопримечательности города. Гостям покажут своеобразное здание буддийского храма, источники целебной воды Аржаан вблизи Кызыла, сокровища национального краеведческого музея имени Алдан-Маадыр, достраивающееся новое здание музея с великолепным «золотым» куполом, по форме совпадающим с традиционным жилищем тувинцев юртой, красивейшее здание музыкально-драматического театра, естественный парк у излучин Енисея и другие памятные места города.

Тувинцы, как этнос азиатских культур, носитель древних искусств пения горлом «хоомей», музыкальных инструментов хомус, бызанчы, игил, красоты национальной борьбы «хуреш», счастливы показать свое видение и интерпретацию природы «страны голубых рек и озер» через свое искреннее гостеприимство и доброжелательность.

Из «Истории Тувы», «Кызыл – столица Советской Тувы»,

«История города в Центре Азии», архивных ежегодников

 

Город — общая информация

Город Кызыл был основан в 1914 году сразу после вхождения края Урянхай под протекторат России под названием Белоцарск; в 1918 году в связи с революцией и антимонархическим движением был переименован в Хем-Бельдир, а в 1926 году — в Кызыл.

С 1921 года город являлся столицей Тувинской Народной Республики, затем с 1944 года — Тувинской автономной области РСФСР, c 1961 года — Тувинской АССР и с 1991 года — Республики Тыва.

Географическое положение: Город Кызыл – столица Республики Тыва расположен в Тувинской котловине, у слияния двух рек — Большого Енисея и Малого Енисея, образующих в результате р. Енисей, в 390 км от железнодорожной станции Минусинск. Город располагается в точке географического центра Азии.

Геоэкономическое положениеСпецифика Республики Тыва и ее столицы в том, что территория вытянута на юге Сибири по границе с Монголией, и при этом она отделена с запада, севера и востока от остальных регионов Сибири горными хребтами, что затрудняет развитие транспортных коммуникаций и экономическую интеграцию хозяйства в экономику Сибири и страны.

Климатические условия: Город Кызыл приравнен к районам Крайнего Севера. Климат Кызыла сухой резко континентальный. Существенное влияние на климат оказывает нахождение в котловине. Зима (ноябрь-март) суровая, малоснежная (10—20 см), безветренная. Оттепели исключены. Средняя температура января −28,6°C (морозы до −54 °C). Весна короткая. Начинающиеся во второй половине марта дневные оттепели приводят к быстрому сходу снежного покрова к концу месяца. Однако даже в апреле при отсутствии снега температура опускается по ночам до −20°C. В мае быстро устанавливается жаркая погода. Лето жаркое, иногда наблюдаются длительные засухи. Основная масса осадков приходятся на летний период. В мае-июле возможны пыльные бури и ураганы. В августе нередки обильные ливневые осадки, обусловленные Тихоокеанскими циклонами, проникающими сюда со стороны Монголии. В первых числах сентября наблюдаются первые заморозки, хотя днём погода ещё довольно тёплая. До конца сентября наблюдается листопад. В октябре-ноябре до установления снежного покрова суточная температура опускается ниже 0°C (до −20 C), что делает невозможным выращивание озимых и многих плодово-ягодных сельскохозяйственных культур. Снежный покров устанавливается в первой декаде ноября, за чем следует резкое снижение температур до −20 C и ниже.

Территория: Кызыл вместе с пригородами занимает площадь 200,4 кв. км.

Административно — территориальное деление: Город состоит из нескольких микрорайонов: Центральный, Горный, Южный (Горный и Южный — самые молодые микрорайоны города), Восточный и Правобережный; кроме того, к городу относится 3 удалённые части: Строитель — находится в промышленном западном районе города, Спутник — самый южный район города и Кызыл — самый восточный район города (другое название — Ближний Каа-Хем), граничащий с Каа-Хемом, или, как его называют, Дальним Каа-Хемом. На границе расположено самое большое предприятие республики и ТЭК — Кызыльская ТЭЦ.

Население: на 01.01.2017 г. – 116 015 человек (37.6 % от численности населения Республики Тыва). На 1 января 2017 года по численности населения город находился на 145 месте из 1112 городов Российской Федерации. Город Кызыл  имеет относительно высокую плотность заселения – 568,8 чел. на 1 кв. км.

Город в радиусе 150 км окружен солеными и грязевыми озерами, минеральными и радоновыми источниками, археологическими памятниками, на­считывающими более 2,5 тыс. лет. В непосредственной близости находится горный спуск, удобный для дельтапланеризма, развития слалома, что в ком­плексе с бальнеологическими факторами обеспечивает условия для органи­зации современного лечебно-спортивного крупного комплекса. Охота, горно-лыжный спорт, подледная рыбалка, грязе- и радоно- лечебницы должны стать базой для привлечения в республику российских и иностранных туристов и бизнесменов в зимний период. Также Кызыл имеет потенциал развития речного туризма в связи с расположением его на берегу самой многоводной реки Сибири – Енисея.

На территории имеются запасы каменного угля Улуг-Хемского угольного бассейна, крупные запасы глин, песков, песчано-гравийного материала.

Через город проходит федеральная трасса М-54 и автомобильное шоссе, выходящее на г. Абаза и далее на Абакан А-161, есть аэропорт и пристань.

На развитие города двойственное влияние оказало строительство Саяно-Шушенской ГЭС. С одной стороны, в республику и город поступает по 2-м линиям электроэнергия, что позволило в свое время развить промышленные производ­ства и обеспечить потребности населения. С другой стороны, плотина пере­резала дешевую транспортную артерию между республикой и остальной территорией Сибири. Речные грузоперевозки, как известно, имеют самые низкие тарифы. Потеряна возможность поставлять на рынок свой лес, дешево завозить комплектующие, горюче-смазочные материалы. В советское время ди­рективная экономика позволяла осуществлять развитие территории при наличии только автомобильного сообщения для грузоперевозок. В рыночном механизме для экономики республики и города дестабилизирующими стали монопольно высокие цены на грузоперевозки, электроэнергию и тепло.

Отсутствие доступной по цене транспортной связи негативно сказалось и продолжает сказываться на жизни горожан. В каждом товаре как произве­денном на месте, так и ввезенном в город определяющую долю в затратах со­ставляет транспортная нагрузка, постоянно возрастающая вместе с ростом цен на горюче-смазочные материалы.

В городе остались предприятия жизненно-необходимых отраслей промышленности: электро- и теплоэнергетики, деревообрабатывающей, легкой, пищевой, полиграфической. Условия для бизнеса из-за изолированности, высокого уровня затрат и низкой инвестиционной привлекательности значительно уступают соседним регионам.