<font face=»Tahoma» size=»3″>Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (ТИГПИ) провел с 11 по 27 марта опрос среди жителей Кызыла, чтобы выявить уровень исторических знаний о Великой Отечественной войне, значение Дня Победы для горожан, их ожидания и пожелания накануне 70-летнего юбилея Победы. Всего было опрошено 306 жителей столицы Тувы. <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>Исследование проводилось методом случайного отбора – опрашивался каждый третий в общественных местах или по месту работы – на предприятии. Состав опрошенных соответствует основным параметрам социально-демографической структуры населения столицы по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Соблюдение правил проведения социологического исследования позволяет считать данные опроса репрезентативными для всего населения Кызыла.<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″><b>Основные выводы опроса.</b> <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″><b>Значение Дня Победы.</b> День Победы является главным праздникам для 66%<b> </b>жителей столицы, для других это: День памяти о войне – 20%, праздник ветеранов – 9%. Единицы считали 9 мая выходным днем (3%), другое — 2%.<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″><b>Общие знания.</b> <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>Люди трепетно относятся к теме <span style=»color: black; background: white;»>Великой Отечественной войны </span>и уровень их информированности достаточно высокий: <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>о юбилее Победы знали 93,4% респондентов,<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>дату начала и окончания войны — 91,8%, <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>о помощи Тувы фронту – 88,5%, <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>о воинах из Тувы – 82,3%,<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>о героях войны – 78,3%,<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>о решающих сражениях – 63,4%.<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>Однако конкретные знания выявлены не у всех, ответивших на эти вопросы «да». К примеру, из 91,8% респондентов утверждавших, что они знают точную дату начала и окончания Великой Отечественной войны, правильный ответ — 22 июня 1941 – 9 мая 1945 г. дала половина (52,3%). Самооценку степени своей осведомленности можно считать несколько завышенной, а знания – неглубокими.<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″><b>Помощь Тувы фронту.</b> <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>88,5% горожан знали и смогли назвать, как именно Тува помогала фронту в годы Великой Отечественной войны: отправка на фронт теплой одежды (55,9%), скота и мяса (54,8%), продуктов питания (35,2%), лошадей (30,7%), денег (22,2%), а также участие в войне тувинских добровольцев (31,1%). Стоит отметить, что респонденты лучше информированы об участии Тувы в войне: около 45% их ответов были развернутыми (дали по три письменных ответа).<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>82,3% жителей Кызыла знали имена тувинских добровольцев и 85,3% из них смогли их назвать — Хомушку Чургуй-оол (59%), Вера Байлак (47%), Тулуш Кечил-оол (37,1%), советские граждане из Тувы (31,1%) — Михаил Бухтуев (20,7%) братья Шумовы (19,1%) и др. <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″><b>Тревожный факт.</b> <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>Чем ниже уровень образования и возраст, тем меньше знаний о юбилее Победы, датах войны, ее героях и сражениях. Самый низкий уровень знаний о войне у молодых людей с 18 до 30 лет, и людей окончивших только школу. Это неудивительно, с каждым годом число носителей социальной памяти о войне становится меньше, и в то же время тревожно, учитывая относительную «свежесть» знаний молодежи.<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″><b>Что делают в День Победы.</b> <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>9 мая две трети кызылчан посещают праздничный парад на площади Арата в г. Кызыле (64,4%), и столько же (64,1%) смотрят по телевизору Парад страны на Красной площади. Каждый девятый респондент лично поздравляет ветеранов и тружеников тыла, чаще это делают представители старшего поколения от 56 лет и старше – 28,6% (18-30 лет – 10,2%, 31-40 лет – 8%, 41-55 лет – 7,4%).<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>
</font>
<font face=»Tahoma» size=»3″><b>Ожидания и пожелания горожан</b>. <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>В юбилейном году решить все социальные вопросы ветеранов (47,4%), <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>провести побольше уроков патриотического воспитания и классных часов в школах на эту тему (40,5%), <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>Парад Бессмертного Полка на площади Арата (39,5%), <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>реставрировать памятники, посвященные ВОВ и могилы ветеранов (34,4%). <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>В целом есть ожидание большого праздника: грандиозного парада и красивого салюта.<o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>На пресс-конференции докладчику заданы вопросы, эксперты прокомментировали итоги опроса, подчеркнули его высокую социальную значимость. Были обсуждены рекомендации<span style=»color: black; background: white;»> для органов власти, социальных учреждений и общественности. Принятие этих мер позволит </span>поддерживать высокий уровень информированности и знаний о войне среди населения, усилить патриотическое воспитание среди подрастающего поколения. <o:p></o:p></font>
<font face=»Tahoma» size=»3″>
</font>
<font face=»Tahoma» size=»3″><b>Отчет и буклет по итогам исследования находятся в Научном архиве и на сайте ТИГПИ </b><b><span lang=»EN-US»>http</span>://</b><b><span lang=»EN-US»>tigi</span>.</b><b><span lang=»EN-US»>tuva</span>.</b></font><b><span lang=»EN-US»><font face=»Tahoma» size=»3″>ru</font></span><span lang=»EN-US»> </span></b><b><o:p></o:p></b>