ЗА СЕМЬ МИНУТ ДО ВСТРЕЧИ
— Карим Байлак-оолович у себя? — зайдя в приемную мэра столицы спрашиваю секретаря. — У нас назначено интервью на два часа с корреспондентом «Тувинской правды».
— Его еще нет. Подождите.
Смотрю на часы. До назначенной встречи еще семь минут. Успеет?
— В кабинете мэра есть вторая дверь, так что он может сразу пройти во внутрь, — прислушиваясь к шагам, сообщила пресс-секретарь.
— Удобно, — задумчиво протянула я, а сама думала: «Неплохой подарок сделал бывший мэр нынешнему: уютный ремонт, стены теплого цвета, диваны в приемной, шкафы-купе. От души».
МЭР ГОРОДА: КТО ОН?
Ровно 14.00. На пороге приемной появился высокий статный мужчина средних лет. Сняв шапку и поприветствовав присутствующих, проходит в кабинет, чтобы привести себя в порядок и приступить в интервью.
В должности мэра Кызыла Карим Сагаан-оол — с 1 ноября 2018 года. Интервью было запланировано неспроста. С одной стороны, интересно узнать, удалось ли за 50 дней не только вникнуть в проблемы городского хозяйства, но и приступить к их решению. А с другой — узнать, что думает мэр о развитии родного города как его житель.
Во время разговора поняла, что мэр — человек открытый, общительный, но главное — очень собранный. Все должно быть разложено по полочкам и представлено на конкретных примерах. Жители Кызыла, поздравляю, наш градоначальник — человек технического склада ума. И это очень неплохо.
Многие журналисты приметили Карима Байлак-ооловича в 2012 году. Его назначили председателем администрации Чеди-Хольского района после того, как в декабре 2011 года произошла авария на ТЭЦ райцентра, и без тепла остались более трех тысяч человек. Нужен был человек, который справится с очень непростой ситуацией. Позже во время беседы Сагаан-оол расскажет, что работа в районе стала для него той самой школой, которую необходимо пройти каждому политику, чтобы развить управленческие навыки.
АКТУАЛЬНО ТО, ЧТО СВОЁ
— Карим Байлак-оолович, на посту мэра города Кызыла вы почти два месяца, каково ваше мнение о состоянии городского хозяйства?
— Не могу сказать, что мне все в новинку и чего-то я не знал. Сам живу в Кызыле, поэтому ежедневно вижу, чем живет город: какие у него трудности и позитивные изменения. За ноябрь большую часть дел изучил более скрупулёзно и детально. Но для разрешения серьезных проблем, конечно, требуется больше времени, чем два месяца.
Одна из них — организация пассажироперевозок. Поэтому в первую очередь начал работать в этом направлении. В начале декабря наши специалисты были командированы в Абакан для изучения логистики и системы пассажироперевозок там. Нам есть чему поучиться у соседей, во многих направлениях развития города они преуспели. Планируем подписать соглашение между мэрией города Абакана и мэрией города Кызыла о сотрудничестве. Думаю, что и хакасским коллегам будет интересно посмотреть на нашу работу. Надеюсь, и у нас есть что-то, что будет полезным для них.
— Каким вы видите решение этой проблемы?
— Сегодня пассажироперевозки в Кызыле развиваются в двух направлениях: муниципальное и частное. Муниципальное предприятие — Пассажирское АТП. К сожалению, его состояние оставляет желать лучшего. В свое время его обанкротили, и почти все гаражные боксы и помещения, в которых находятся диспетчеры и водители, попали в конкурсную массу. Часть из них уже распродана, другая — находится на стадии продажи. Сейчас изучаем возможность их выкупа.
Кто-то говорит, что муниципальное предприятие приносит убытки и поддерживать его нет смысла, лучше поддержите частников. Возможно, доля правды в этом есть, но не надо забывать, что муниципальный транспорт несет большую социальную нагрузку.
В начале декабря на линию вышли 14 школьных автобусов, которые ежедневно бесплатно перевозят 700 детей. Помимо этого 4 автобуса «Кызылгортранса» доставляют школьников из дачных массивов левобережья, правобережья и Вавилинского затона. Это еще 200 человек. Таким образом, ежедневно провозится бесплатно 900 человек. Мы точно знаем, что автобусы — в хорошем техническом состоянии, их водители проходят ежедневный медицинский контроль, а на связи с ними всегда диспетчер. И все это завязано на предприятии МУП «Кызылгортранс».
Каждый автобус, который перевозит детей, в день делает шесть рейсов, два — утром, два днем и два вечером. В каждом — по 25 мест. Больше набирать детей запрещается.
Частник, скорее, откажется от такого предложения, либо запросит приличную сумму. Поэтому иметь муниципальное транспортное предприятие — для нас очень актуально.
Нам удалось погасить накопившуюся задолженность по заработной плате сотрудникам «Кызылгортранса» за август, сентябрь и октябрь. Сейчас остался долг в размере 1 млн рублей — за ноябрь. Постепенно выведем предприятие из кризисной ситуации, тем более, что автопарк его с помощью правительства заметно пополнился в последние годы и насчитывает 40 новых автобусов марки «ПАЗ». Сейчас главная задача — грамотно выстроить их работу.
Что касается индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, здесь путь один: они должны работать в соответствии с требованиями, которые предъявляются к этому виду деятельности. Именно таких мы будем поддерживать.
«ШАНХАЙ», ПРОЩАЙ!
— Еще одна острая проблема — строительство жилья. Запланирована ли сдача новых домой до конца этого года?
— Программа расселения граждан из ветхого и аварийного жилья действует до 2024 года. До этого времени мэрия Кызыла совместно с Правительством Республики Тыва и министерством строительства РТ планирует возвести сто домов. В конце декабря 2018 года к сдаче готовятся два дома на улице Московская.
Расселение из ветхого жилья добавило еще одну проблему: его самовольно занимают переселенцы из районов. Нам приходится их выселять. Ведь программа считается выполненной не тогда, когда новый дом сдан и заселен, а когда ветхое жилье снесено. Если мы не выполним это условие, то нас просто лишат финансирования.
Кстати, вокруг освобожденных, но не снесенных ветхих домов уже образовался криминальный ореол. Нашлись мошенники, которые сдали квартиры в аварийных домах в аренду, получили с людей деньги и исчезли. Сейчас с горе-арендаторами работает полиция.
— Не секрет, что в Кызыле допускаются нарушения архитектурного облика. Как будет решаться эта проблема?
— Команда мэрии разрабатывает проект комплексной застройки микрорайонов. Возьмем для примера микрорайон «Горный». В народе его называют «Шанхаем». Частный сектор там будет постепенно сноситься, построим благоустроенные жилые дома, школу, садик, создадим парковую зону, в проекте есть вариант строительства Центра культуры. Микрорайон будет полностью обустроен — тротуары, скамейки, урны, тротуарное освещение.
К сожалению, такого подхода раньше не придерживались. Поэтому шло хаотичное строительство.
— А что делать с теми постройками, которые уже возвели?
— То, что уже построено и не соответствует архитектуре города, должно быть приведено в порядок. Это наша жесткая позиция. Мы начали работу над генеральным планом развития города Кызыла. Предыдущий вариант разработан и утвержден в 2010 году. Надо понимать, что город развивается, меняется, и план уже устарел. Создав новый документ мы будем знать, в каком направлении нужно развивать город. Когда к нам придет человек и скажет: «Хочу тут построить магазин», мы сверимся с генпланом города и увидим, предусмотрено ли там такое строительство или нет.
ИНФРАСТРУКТУРА — В ЛДО
— А чего ждать жителям микрорайонов, которые уже много лет застраивались хаотично. Для них предусмотрено обновление?
— Учитывая, что у нас много микрорайонов, которые отдалены от центра города, то в первую очередь займемся ими. В следующем году планируем провести освещение на второстепенных улицах и на левобережных дачах.
Представляете, на левобережных дачах проживает 20 000 человек — столько же, сколько, к примеру, в городе Шагонаре. И если в Шагонаре имеются дороги, освещение, детские сады, школы и даже бассейн, то на левобережных дачах такой инфраструктуры нет. Конкретно в ЛДО планируем заасфальтировать 6 км улиц. В следующем году там начнется строительство школы на 825 мест. Сейчас 1800 детей только с левобережных дач ежедневно приезжают учиться в город. Сами понимаете — это нагрузка на городские школы, следовательно, на качество образования и процесс обучения.
В следующем же году планируем открытие школы в микрорайоне «Южный». Сейчас гимназия № 5 работает в три смены, там учится 3300 детей. Огромная школа даже в масштабе России. Планируем ее разгрузить.
По городу совместно с министерством транспорта Республики Тыва на следующий год ставим задачу отремонтировать 11 улиц.
ПРЕОДОЛЕТЬ МУСОРНЫЙ КОЛЛАПС
— Второй месяц с твердыми бытовыми отходами работают частные компании, вам не кажется, что дворы стали выглядеть заметно хуже? Будет ли в этом секторе решаться проблема?
— В связи с изменением законодательства в 2018 году вопрос транспортировки, захоронения и переработки коммунальных отходов передан на региональный уровень. Теперь каждый регион имеет заказчика, у нас — министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также исполнителя — по итогам проведенного конкурса им стал региональный оператор ООО «СТ-ТБО» из города Красноярска. Насколько хорошо они работают, вы сами дали оценку. По контракту они должны реализовать в республике инвестиционную программу на 2,4 миллиарда рублей: построить мусороперерабатывающий завод. Судя по тому, что они даже собрать и вывезти мусор не могут, качество их работы под вопросом.
Совместно с администрацией Кызылского района разрабатываем проект полигона в сторону Эрзина. Сейчас же вывозят мусор на старый полигон. По старому полигону могу сказать, что идет судебное разбирательство, так как использование его запрещено. Госсельхознадзор провел экспертизу и установил, что он заполнен на 120%, повторная экспертиза показала, что он загружен на 70%. Поэтому сейчас через суд пытаемся продлить использование старого полигона. Разработка и строительство нового в интересах регионального оператора, иначе, куда он будет вывозить мусор?
— С наступлением морозов огромная нагрузка легла на коммунальное хозяйство, особенно по части уборки города. Не могу не заметить положительные изменения: скользкие дорожки посыпаны песком, асфальт на большинстве улиц очищен от снежных наростов. В чем секрет?
— Держу все на контроле. Ежедневно в 7.55 утра мне на телефон приходит сообщение о том, какая погода в городе, сколько человек вышли на его уборку, какое количество техники задействовано, какие происшествия произошли за ночь, и сколько автобусов вышло на маршруты. Если вижу, что в одном из звеньев — сбой, звоню, уточняю, что случилось. Сейчас, наверное, замечаете, люди в оранжевых и желтых жилетах долбят ледяные наросты и в мороз. К сожалению, такой ручной работы в городе много, поэтому планируем переходить на механизированную уборку снега и мусора. Запланировали приобретение грейдера. Подсчитали, что в месяц мы тратим 800 тысяч рублей на аренду техники у дорожников. Сама же техника стоит 7 млн. рублей. Думаем, что за полтора года окупим эту сумму.
— Что вы считаете самым ценным в городе Кызыле?
— Конечно, это его жители. Мы служим им. Поэтому моя задача и задача команды мэрии сделать город комфортным для всех нас. Надеюсь, жители со мной согласны.
Виктория Лачугина, Тувинская правда