Во вторник, 10 октября, состоялось расширенное заседание Совета директоров общеобразовательных организаций Республики Тыва с участием Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола, а также председателей администраций муниципальных районов, начальников Управлений образованием.
Обсуждались финансово-экономические условия управления образованием, новая система оплаты труда и принцип нормативно-подушевого финансирования.
Глава региона констатировал, что введение в республике нормативно-подушевого финансирования требует анализа последствий. Важно утвердить на заседании правительства нормативы, согласовав с муниципалитетами «дорожные карты» по поэтапному введению оптимизации. Данная работа поручена первому вице-премьеру Органе Натсак.
В ходе расширенного заседания Совета директоров школ поставлена задача перед муниципальными властями принимать управленческие шаги, четко выработанные позиции по защите интересов школ на своих территориях, разработать стратегию развития образования на своих территориях, в том числе по обеспеченности педагогическими кадрами.
Муниципальные власти должны инициировать проекты по развитию своих школ, привлечению учителей в села, используя, например, такие программы как строительство жилья для молодых семей в рамках федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий».
Глава Тувы Шолбан Кара-оол настаивает на том, что малокомплектные школы не должны привязываться к нормативам по числу учеников, необходима индивидуальная программа развития каждой малокомплектной школы и определение четких параметров их работы.
«Необходимо установить приоритет в работе Министерства образования и науки республики – повышение качества обучения в сельских школах. Это первостепенная задача. Необходимо сохранить и развивать сельские школы, сделать их конкурентоспособными, так как именно школы являются «сердцем» села, одним из основных условий его существования», — отметил Глава Тувы.
В ходе обсуждения было отмечено, что снижение качества обучения в селах и механическое следование принципу «деньги за учеником», который лежит в основе нормативно-подушевого финансирования, может привести к нерегулируемой миграции из села в город, к снижению уровня жизни людей, вынужденных отдавать своих детей в городские школы.
«Обстоятельно поговорили о том, что сегодня крайне волнует учителей – о возможных сокращениях в их рядах. Разговор получился открытый, и на этот раз шел на Совете директоров школ,- написал по итогам встречи с педагогами Глава Тувы Шолбан Кара-оол в своем блоге. — Во-первых, никаких сокращений правительство республики не планировало – это совершенно точно. Но сегодня в процессе дискуссии пришли к тому, что судьбу каждой школы нужно рассматривать с точки зрения ее оптимальности, способности достигать эффективного результата. Если в какой-либо школе и будет что-то оптимизироваться, то только в пользу тех, кто дает качественные знания. По справедливости. Именно с этой точки зрения можно говорить об оптимизации — не сокращение, а направление средств в пользу эффективных специалистов. По живому резать никто не будет — мы не дадим. Для этого нужно провести глубокий анализ каждой школы, каждого детсада с точки зрения эффективного использования бюджетных средств, местным властям четко выработать позиции по защите интересов школ, разработать стратегии развития образования на своих территориях, в том числе по обеспеченности педагогических кадров. Со своей стороны я предложил утвердить специальную программу по строительству жилья для молодых специалистов».
На начало 2017-2018 учебного года в Туве функционируют 177 общеобразовательных организаций, из них:8 начальных школ, 8 основных (1-9 классы), 142 средних школ (в том числе 3 гимназии, 5 лицеев, 1 кадетский корпус), 6 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья и три оздоровительных учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Численность обучающихся на сегодняшний день составляет 64 257 чел., а учителей 5 157, исходя из соотношения «учитель – ученик» 1:10, в республике наблюдается существенная нехватка педагогических кадров.
На Совете директоров поднимали вопросы о миграции учеников из сел в города. К примеру, Гимназия № 5 г. Кызыла признана школой с самым большим количеством учеников в России.
Глава республики акцентировал внимание руководителей на том, чтобы они приложили максимум усилий для установления стабильности, посредством сохранения контингента учащихся и обеспечения качественного образования на всей территории республики.
С докладом о тарификации заработных плат руководства и учителей средних общеобразовательных организаций выступила Первый Заместитель Председателя Правительства РТ Органа Натсак. Основное внимание было уделено школам, которые выдают некачественное образование и неэффективное управление.
В режиме открытого микрофона участники Совета обсудили, что районам необходимо взять пример с Департамента по образованию г. Кызыла, а именно о заключении с директорами школ «эффективного контракта».
На Совете директоров были обсуждены многие аспекты по улучшению образовательной сферы в Республике Тыва. В завершении министр образования и науки РТ Татьяна Санчаа рассказала о вводе республики в число пилотных регионов, где определенные школы войдут в ведомство Министерства образования. К примеру, в Туве планируется ввести малокомплектные школы на республиканский уровень, это обеспечит более качественное образование для учащихся.
По информации gov.tuva.ru